ДЕЙСТВИЯ ПИЛОТА В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ

Итак, мы рассмотрели необходимые и достаточные условия попадания дельтаплана в кувырок, а также динамику этого режима полета. Рассмотрим теперь возможные действия пилота в различных ситуациях.

Сваливание на мертвой петле

Это наиболее частый случай входа дельтаплана в кувырок. В момент сваливания угол атаки может достигать более 90е, а здесь, как видно из рнс. 4.2-1, очень большой коэффициент мо­мента тангажа на пикирование. Пока аппарат не набрал скорость, абсолютная величина пикирую­щего момента небольшая, но по мере набора скорости этот момент быстро увеличивается (пропорци­онально квадрату скорости) и на­чинает раскручивать дельтаплан.

В этой ситуации пилот дол­жен предпринять энергичные уси­лия для сохранения скорости, для чего, пока сохранилась управля­емость, необходимо энергично отклонить ручку управления в сто­

рону и выйти на косую петлю. После набора скорости дельтаплан можно перевести в нормальный полет.

Но если время упущено, и аппарат завис в воздухе, то основной задачей пилота является попытка уменьшения тангажа крыла. Если таигаж крыла меньше 90е, можно рекомендовать пилоту энергично взять ручку управления «на себя» и максимально выйти вперед из рулевой трапеции. Поскольку масса крыла в 2.5 + 3.5 раза мень­ше массы пилота, а аэродинамические силы незначительны, то фак­тически крыло поворачивается относительно пилота, н аппарат опу­скает нос вниз.

Если при зависании угол тангажа близок к 90е, то можно рекомендовать пилоту резко отклонить ручку управления в сторону с тем, чтобы попытаться опустить нос через крыло.

Если эти попытки не увенчались успехом или пилот упустил время, он должен воспользоваться спасательным парашютом, пока угловая скорость небольшая и он сохраняет способность к осознан­ным действиям.