ДЕЙСТВИЯ ПИЛОТА В ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ
Итак, мы рассмотрели необходимые и достаточные условия попадания дельтаплана в кувырок, а также динамику этого режима полета. Рассмотрим теперь возможные действия пилота в различных ситуациях.
Сваливание на мертвой петле
Это наиболее частый случай входа дельтаплана в кувырок. В момент сваливания угол атаки может достигать более 90е, а здесь, как видно из рнс. 4.2-1, очень большой коэффициент момента тангажа на пикирование. Пока аппарат не набрал скорость, абсолютная величина пикирующего момента небольшая, но по мере набора скорости этот момент быстро увеличивается (пропорционально квадрату скорости) и начинает раскручивать дельтаплан.
В этой ситуации пилот должен предпринять энергичные усилия для сохранения скорости, для чего, пока сохранилась управляемость, необходимо энергично отклонить ручку управления в сто
рону и выйти на косую петлю. После набора скорости дельтаплан можно перевести в нормальный полет.
Но если время упущено, и аппарат завис в воздухе, то основной задачей пилота является попытка уменьшения тангажа крыла. Если таигаж крыла меньше 90е, можно рекомендовать пилоту энергично взять ручку управления «на себя» и максимально выйти вперед из рулевой трапеции. Поскольку масса крыла в 2.5 + 3.5 раза меньше массы пилота, а аэродинамические силы незначительны, то фактически крыло поворачивается относительно пилота, н аппарат опускает нос вниз.
Если при зависании угол тангажа близок к 90е, то можно рекомендовать пилоту резко отклонить ручку управления в сторону с тем, чтобы попытаться опустить нос через крыло.
Если эти попытки не увенчались успехом или пилот упустил время, он должен воспользоваться спасательным парашютом, пока угловая скорость небольшая и он сохраняет способность к осознанным действиям.